Гребной марафон, путь которого уже в третий раз пролегал по руслу Невы – меж двух крепостей – был первым серьезным водным приключением в моей жизни. До этой поры мне приходилось грести лишь на стандартных лодках из тех, которые дают в прокат в Петербургских парках отдыха или турбазах.
Для того, чтобы пройти столь  солидный маршрут – в 68 км – нужно было (в идеале) провести хотя бы пару тренировок по гребле и опробовать новопостроенное судно. Однако до последнего момента даже финальная конструкция катамарана, на которой предстояло нашей команде выйти на дистанцию, была неизвестна. По совершенно русской безалаберности и склонности все делать в режиме импровизации и в последний момент, мы провели первую сборку катамарана (детища Анатолия Варзанова) непосредственно на берегу Невы. Меж тем Шлиссельбург грозно и удивленно смотрел на наши упражнения с другого, островного берега.

Прекрасной была задумка приехать на станцию Петрокрепость заранее, 8 июня вечерней электричкой, чтобы, переночевав на острове, полными сил тронутся в путь утром 9 июня вместе с другими участниками марафона. Более того, по различным данным, рождение Петра I произошло в ночь с 8 на 9 июня – около часа или двух ночи. А поэтому празднование сей символической даты очень органично вписывается в предстартовый ажиотаж, походную атмосферу; и освещает сумерки едва брезжащих белых ночей костром, фейерверками и шутихами, которые сам Петр Алексеевич весьма жаловал.
Однако прежде всех этих заслуженных радостей у стен крепости мы столкнулись с несколькими сложностями, которые будут небезынтересны будущим участникам и наблюдателям. Во-первых, случилось комичная незадача с железнодорожными направлениями, которые в таком изобилии разбегаются во все стороны от Петербурга. Станция Петрокрепость находится на ветке, начинающейся от Финляндского вокзала, однако, не проходящей через ж.д.ст. Девяткино, о чем ошибочно подумал незадачливый участник нашего похода.

В результате это несколько задержало нашу первоначальную команду из 4 человек с байдаркой и катамараном. Однако, если эта или другая оплошность все же произошла, у прибывших вовремя есть время пособирать хворост и дрова для костра, ибо во время ночевки у крепости Орешек сухого топлива Вы не найдете. Мы обнаружили его за путями, с другой стороны поселка. Кроме того, выходя на перрон, взгляните в сторону последних вагонов на местную достопримечательность – паровоз, украшающий станцию.

От головы состава мы прошли влево по тропинке вдоль домов и повернули направо по широкой улице, идущей под легким наклоном к пристани.
На самом берегу мы разложили многочисленные детали, и я впервые «Изнутри» узнала строение советской байдарки и нового катамарана. Остов последнего постепенно возводился на берегу. Но я с ужасом отмечала, что не вижу второго места на этом судне. Конструкция предполагала сидение для гребли с подъездом, и особые «олимпийские» сандалии (крепления для ног с академических гребных лодок).

На носу конструктор ограничился лишь несколькими легкими рейками… Сиденья не было… Защиты от брызг и волн – тоже. Постепенно на берег опускался влажный, ледяной вечер. На мне уже были надеты все теплые вещи и я с трепетом думала о предстоящем выходе на воду и кратком переходе до острова на ночную стоянку.
Наши лодки – особенно байдарка, похожая на индейское каноэ, выглядели таинстевенно под сенью стволов и веток деревьев, собранных для костра. Так, мой первый «невский» выход на воду происходил в таком необычном антураже – с хворостом и рюкзаками на борту, импровизированным местом рулевого, неотегулированными баллонами и уключинами и сильным течением и волнами посреди рукава Невы.
Волнение принесло усталость. И думать о пробном заезде и обучении гребли при таком ветре, волнах и холоде и думать было нечего.
Отметив глубоко за полночь рождение Петра и обсудив нюансы маршрута мы постепенно стали расходится от костра до утра. Всю ночь по Неве в 200 метрах от нас проходили большие корабли, начиненные до отказа людьми, музыкой и огнями, словно огромные танцплощадки плыли прямо по Неве.

Утром нас разбудил охранник музея, делавший обход и не предупрежденный о нашей ночной стоянке. Пока мы выползали из спальных мешков и собирались, охранник очень по-домашнему вышел из крепости с полотенцем и продефелировал к берегу, чтобы умыться. Будучи сама соловецким экскурсоводом и столь же свободно бродящей среди стен Соловецкого монастыря, я не могла не почувствовать особого таинственного привкуса жизни в такой обстановке.

Впоследствии этот человек очень выручил нас, зарядив в тюремной камере Шлиссельбурга (где они с напарником обитают при исполнении служебных обязанностей) наши мобильные телефоны.
Вот, кстати, еще один недосмотр, который мы сделали: мало того, что мы как следует не зарядили телефоны, мы еще и не обменялись телефонами С КАЖДЫМ участником марафона поименно. Я считаю, что это необходимо сделать не только в одностороннем порядке (т.е. все имеют сами телефон организатора, директора музея и сопровождающего катера), но и взаимно: то есть прямо на пристани Орешка продиктовать свой телефон и определение лодки: например, «красное каноэ» или «желтая байдарка» и имя. Ведь если кто-то отстал или терпит бедствие. Должен иметь возможность позвонить не только он – организатору, но и любой сотоварищ – ему, поскольку потерял беднягу из зоны видимости.
Карты, которые были выданы каждому из участников вместе в его регистрационным номером и местами для печатей о прохождении этапов дистанции,  обладали, пожалуй, всей желаемой и необходимой информацией. Я, возможно, ставила бы еще время выхода и время финиша – для сравнения впечатлений и результатов. Но самое главное – на них была карта с километражом речного маршрута, на котором были удобно обозначены отсечки, отмечавшие мосты и важные объекты на берегу – церковь, город, холм. Следить по такому маршрутному листу – одно удовольствие. Поскольку мосты были иногда через 2-4 км, удобно было замерять примерную скорость движения.
Наша команда на старте выглядела очень пестро – разноцветные суденышки у пристани Орешка, «гребцы», в рыжих и красных спасательных жилетах и, словно из другого мира появившиеся, сотрудники музея в крепости Орешек, которые провожали нас на пристани.

Роспись и печать от администрации музея мы получили весьма экзотическим способом: директор расписывалась на путевом листе, разложенном на услужливо подставленном ей весле.

Команда из Техникума Водного Транспорта на самых обычных лодках  стартовала первой. Если я не ошибаюсь, их результат в марафоне был очень впечатляющим. По моим подсчетам, если в 4 часа вечера они уже проходили под мостом Александра Невского, то около 5 они высадились у стен Петропавловской крепости. Меж тем наш катамаран тронулся в путь последним, с отставанием в 13 минут: в 10:47. Финишировали мы около 18:50. Получается, что мы уложились в восемь часов, что было неожиданно хорошим результатом. Дело в том, что во время двух прошлых заплывов погода 9 июня не радовала сравнительно спокойным ветром и солнцем, как в этот раз. Ветер был встречный, и приходилось грести, чтобы хоть как-то противостоять ему. И даже течение не помогало. Отчет о Марафоне -2008,2009  смотрите на сайте.
В этот же день течение Невы, вниз по которому мы сплавлялись, медленно но верно приближало нас к заветной цели. Первая наша остановка была технической. Мы высадились на берег после прохода первого моста, чтобы сместить центр тяжести конструкции катамарана с носа на корму. Минут за пять мы управились, поскольку баллоны крепились на удобных липучках. И вот мы снова в пути. Правда, отставание от основного состава участников уже приличное – около 20 минут.
Гребли мы по очереди в пропорции 1 час (50 минут) – 10-15 минут. Сначала мои гребки были малопродуктивны, и большая часть сил уходила на выравнивание лодки, после несбалансированных одновременных гребков правой и левой рукой. Потому я сама гасила свою скорость и иногда даже кружилась почти на месте, пытаясь развернуть катамаран носом вперед. Параллельно навыкам гребли я обретала все большее доверие к невской спокойной воде, которая лишь изредка показывала нам маленькие водовороты. Пороги и волну, разбивавшуюся о фарватерный буй. Привыкание к воде, к нахождению в локте от ее гладкой поверхности – это, пожалуй, самое главное для слаженной работы команды. Еще полдня назад, вечером, во время переправы на Орешек я чувствовала себя как «корова на воде». А теперь я с растущей уверенностью ощущала, что значит ходить по воде «яко посуху».


Надо сказать, что мне был дан шанс совместить приятное с полезным. Наш катамаран предполагал отдых гребца на позиции рулевого. Ни о чем не заботясь, не смахивая пот со лба, ты мог мирно наблюдать окрестности невских берегов как минимум треть маршрута. Надеюсь, что мой вклад по части гребли был хотя бы немного ощутим для моего сотоварища.
Мимо проходили черно-, сине- и праздничные красно-белые грузовые суда, танкеры с нефтью, которые почти не беспокоили нас волной. Издали примечая вдали величавый силуэт, мы заранее уходили подальше от фарватера. Но не так было просто увильнуть  недалеко от Ивановских порогов, когда какой-то «весельчак» решил разогнать у нас адреналин в крови и шел на своем катере прямо нам в лоб, несмотря на наши жалкие попытки отгрести в сторону.
В середине нашего маршрута, на 40-м км от старта находился перевалочный пункт – Усть-Ижора. Белоснежная колокольня храма Св. благоверного князя Александра Невского виднелась из-за поворота Невы. Набережная городка находилась в небольшой гавани образованной устьем р. Ижоры, выныривавшей из-под крутого мостика, по которому можно перейти с одной стороны города на другую: от храма и памятника Александру Невскому на набережной – к магазинам и администрации.

Здесь мы, наконец, догнали хвост нашей колонны – две байдарки, от экипажа которых узнали приблизительную обстановку. Выяснилось, что один из участников на одноместной надувной лодке уже один раз «кильнулся» - вот почему мы потеряли его из вида! Однако он мужественно продолжал дистанцию и, едва причалив и отдохнув, вновь вышел на дистанцию. Оставалось 28 км до финиша. Пейзаж становился все более и более разнообразным и неожиданным. Вот справа растянулся парк Покровка и деревянный кижского типа храм Покрова Богородицы. По левую руку – жилой высотный район, за рощей вдалеке виднеется малый вантовый мост, по которой проходит кольцевая. На каждом повороте мелькал впереди и манил к себе Вантовый мост, 20 минут кряду казавшийся мне неуловимым миражом, пока, наконец, он не встал стеной прямо перед нами сразу за поворотом.

Под его сводами мы догнали нашего бедолагу на надувной лодке, угостили его и себя квасом и, сменившись на веслах поплыли дальше, меж тем как наш спутник таял и таял в блеске воды, все больше отставая.
Здесь, на окраине Петербурга, расстояние и скорость стали ощущаться по-другому. Глаз мгновенно находил себе цель, цеплялся за мост, купола Лавры, сливающийся с небом Смольный собор и словно подтягивал нас на воображаемой нитке к цели. За Вантовым мостом последовал Володарский, за ним – железнодорожный, а через километр – и мост Александра Невского… Вот мы и в историческом центре! Здесь набережная приобретает уже почти парадный вид. Мы плыли, все больше удаляясь от участника, которого обогнали, и вдруг почуяли неладное. Быстро нашли телефон катера, сопровождавшего марафон, и попросили проследить за его безопасностью. Через некоторое время среди других обычных катерков, проходивших тут и там по Неве, показался серый густонаселенный рыжими человечками катер МЧС. Он подплыл к нам и с борта осведомились, не видали ли мы, кто тут перевернулся на лодке.
Пока мы переговаривались, на заднем фоне продефилировал наш катер сопровождения с синим флажком «Мнев и Ко» на рее. Теперь сразу два почетных караула сопровождали одинокую лодочку.
Меж тем нам самим следовало быть начеку. Нева стала беспокойной, по ней гуляла отбойная волна, рождавшаяся от столкновения с высокими гранитными набережными Петербурга. Повороты реки становились все более и более прихотливы, и теперь, чтобы срезать изгиб русла наискосок, нам приходилось быстро и напряженно пересекать всю Неву, проскакивая между кометами, метеорами, туристическими катерами. Мы плыли так близко к берегу, что казалось – словно идем по родным местам пешком, глядя на город как ребенок – снизу вверх.
Самый суматошный переход был от Литейного к Троицкому мосту: из–под моста над Фонтанкой и со стороны Авроры и рукава Невы навстречу друг другу шли прогулочные верткие катера с туристическими группами. Люди под тентом смотрели на нас, вероятно, как на крокодилов во время прогулки по Нилу. Стоило уйти с пути одного из них, как мы начинали пересекать траекторию другого суденышка. В общем, мешали всячески своей неуклюжей посудиной на водном перекрестке.
Последний отрезок гребного пути от Троицкого моста до Петропавловки (хотя и незаслуженно) достался мне, что было для меня большой честью. Вдвоем, помогая друг другу мы высадились на ступенях пристани, где нас встретил заместитель Петра I в 21 веке с Екатериной и Елизаветой – современного вида младенцем на руках.

Многие из участников более комфортным способом высадились прямо на пляже Петропавловской крепости, получив, уверена, порцию здорового интереса и оваций со стороны горожан, которые в большом количестве отдыхали в тот день на  этой полоске песка в центре города. Так что мне жаль, что я видела лишь два финиша – нашей дружественной байдарки и человека-перевертыша, который, как оказалось, все же перевернулся второй раз под Володарским мостом, но сумел дойти марафон до конца. Как было радостно видеть его, с загорелым и светящимся лицом, причаливающим к пристани! Замечу, что катер МЧС  в этой истории оказался замешан не случайно: некто на Володарском мосту увидел перевернувшегося гребца, позвонил 01 – и катер с рыжими человечкам не замедлил появиться на глади Невы. Хорошо работает наша служба, и это действительно радует!
Напоследок же хочу предостеречь всех, соблазнившихся идеей совершить подобный водный пробег в день рождения Петра I: позаботьтесь о том, чтобы солнце, пот, невская вода и ветер не превратили ваши радостные лица в багряные цветы маков. Иначе печальным послевкусием останутся не только жужжащие мышцы, но и обгоревшее, пылающее лицо марафонца