Анатолий Варзанов

 

В 19-м веке в Англии в ходе гонок перевозчиков через Темзу зародилась академическая гребля. Главные отличия академической лодки от обычной – подвижное сидение (банка) и выносные уключины, позволяющие совместить узкий корпус лодки и длинные весла:

  Давно хотелось сделать академический катамаран – плавсредство, подобное «академке», но более прочное, устойчивое на волне, разборное, да еще и подешевле:

 

 

Такой катамаран был построен и даже описан в июньских «Катерах и яхтах» за 2007-й год:

     

 Все размеры, определяющие работу гребца, “содраны” с академической лодки: длина весла, расстояние между уключинами, положение полозков и подножки. А банка и подножка взяты готовые, от «академки».

Катамаран этот, в числе прочего, отметился на Петровском марафоне в 2008-м году:

 

  Кончалась статья словами, что баллоны бы надо сделать потолще, а экипаж – побольше: скучно по рекам бродить в одиночестве. Вот такого «зверя» и предстояло испытать на Петровском марафоне 2011-го года.

   Как водится, «лучшее – враг хорошего», варианты придумываются один лучше другого, только за пару недель до старта началось их ударное воплощение. Закончилось оно в день перед стартом, собирали катамаран в Петрокрепости поздним вечером, в темноте, отбиваясь от комаров, и было там не до фотосъемки.

   В два рейса перебрались на остров, там встретились с Сашей Норко – он пришел на надувном каяке по Ладожскому каналу, от самой Старой Ладоги. Когда заснули – уже светало...

   Проснулись ранним утром: Маше с Максимом привезли обещанную с вечера лодку, пришлось везти их на берег, им – срочно ее собирать. А в Орешке Саша Норко с Егором готовят завтрак:

 

  Подходят охранники, напоминают, что к 10-ти утра берег должен быть чист: не должно быть ни палаток, ни мусора. Говорим «есть». В это же время подходят первые участники и спрашивают, где регистрироваться. Отвечаем: не сейчас, позже (на будущий год надо будет в месте регистрации с вечера табличку и флаг поставить).

  В это же время на воде возле берега появляется академическая одиночка Сергея Колышева. Перебросившись парой слов, он пошел к старту. Ни у кого не оказалось рядом фотоаппарата, никто его не сфотографировал, и очень жаль: у верхней части острова, со стороны Петрокрепости, есть участок с очень сильной «жвачкой». Академическая одиночка смотрелась там просто невероятно. То, что он прошел этот участок – какая-то фантастика!

 

 Едва был дан старт, как матросы взбунтовались. И заявили, что без палубы они грести не будут. Пришлось идти на уступки и из тента делать эту самую палубу:

 

 

  По причине поздней готовности катамарана командных тренировок перед марафоном не проводили. Помнится, трененер наш, Лев Михайлович Королев, только на втором году обучения переводил людей из «негребущих» в «гребущие». А тут пришлось учить матросов прямо по ходу гонки. Но хорошая ходкость и устойчивость катамарана, хорошая погода и неплохая ОФП экипажа позволили дойти до финиша.

  Первая остановка – перед железнодорожным мостом. Друзья наши, Маша с Максимом, только утром получили обещанную им с вечера  лодку. Пока собрали, пока палатку упаковали – сильно отстали. Да еще мы случайно увезли их бутылку с водой. Представили, как тоскливо и трудно им позади всех, в одиночестве, и решили дождаться. Заодно костер развели, чай вскипятили, консервы разогрели, достойно их встретили и сразу пошли дальше:

  

 

В Усть-Ижоре печати в путевые листы ставила Александра Васильевна Торнова. При этом рассказывала об истории Усть-ижоры:

Рассказывала так интересно, что быстро уйти было невозможно. А мы и без того припозднились, а возле лодок Ирина ждет… Слушали бы и слушали, но надо идти!

 

Почти сразу за Усть-Ижорой начинается Невский лесопарк, по сути уже город. Последний участок, где еще можно «по-деревенски» выйти на берег, развести костер, согреть чаю. Здесь излюбленное «гнездо» больших теплоходов, они стоят, дожидаясь ночного развода мостов.

 Посреди лесопарка – многоглавая деревянная церковь Покрова Богородицы:

 

 

Возле нее с трассы снимается одна из лодок, не прошедших марафон, два человека. Лодка уже почти разобрана, время – 18 часов 16 минут. Ну да, успеть отсюда, пройти за 4 часа 25 километров… Сидя перед компьютером в кресле и перемножая цифирки – кажется, что это легко. А молодые здоровые ребята решили сняться… И еще одна группа, из трех человек, переночевала на берегу и назавтра снялась возле Володарского моста. Это к тому, что готовиться нужно к марафону, тренироваться!

Минут через 40 – вантовый мост:

 

А сразу за ним, справа – участок с довольно приличной «болтанкой», и у берега здесь – высокая отвесная бетонная стена, что ограждает корабельный затон. Переживаем за Машку: они уже устали, если здесь перевернутся – на стену на эту не вылезешь, придется вниз плыть больше километра, а вода еще холодная, и на берегу тебя никто особенно не ждет.

 Звоним ей (и как люди жили без мобильников?), говорим о сложностях, спрашиваем, последовали ли нашему совету отдохнуть на берегу и спокойно ехать домой? Отвечает, что не последовали, уже прошли Усть-Ижору, идут дальше, хотят дойти до финиша. Но готовы покориться, сойти с дистанции, только спрашивает, где выйти на берег?

  Женская слабость – страшная сила. Решаем пристать к берегу и подождать: если что – вытащим из воды, выловим шмотки, переоденем в сухое:

 

 

Не перевернулись. Чуть напоили их соком (пока ждали – успели купить), дальше идем вместе.

Когда подходим к Петропавловке, звучит карильон: время 12 ночи.

 

Подходим к пляжу, он огорожен и закрыт: завтра здесь соревнования. Охранники говорят, что подойти с воды мы, конечно, сможем, а вот выйти по берегу, да еще с рюкзаками – едва ли.  Выбираем другое место, в затененном углу стены, недалеко от Иоанновского моста. Выходим на берег, и почти сразу включается ночная подсветка:

  

 

Матросы мои уходят искать попутки до дома (метро уже закрыто). «Таймени» начинают разбирать лодку.

  Какой-то «крутой» катер встает возле берега, светит на нас прожектором. Может, ФСБ или еще кто из той компании? Отправляюсь на катамаране к ним – сказать, что не террористы мы, день рождения Петра отмечаем. Оказалось – гуляют «новые русские». Один просится за весла. Думая, что бывший гребец – подхожу, приглашаю. Оказалось – он может и бывший гребец, но сейчас… ну, не очень в форме. Встал ногой на тент (говорил ему, что нельзя, но он же крутой!), провалился в воду, вылез, добрался до весел, но гребля не идет. Вернулся на катер.

  Через минуту снова меня зовут, деньги показывают – хотят за ущерб заплатить. Вспоминаю анекдот про новых русских – ну, помните:

   «Пацаны, я тут, во!, зубную щетку за 1000 баксов купил!

    –Дурак ты, там за углом такую же за 2000 продают!»

Подхожу больше из любопытства, беру, там 500 рублей.

 

 Хотел сразу после финиша уйти в Крестовку, оставить катамаран на гребной базе ГМТУ (Морской Техническоиий Университет), чтобы гребцы посмотрели, испытали , свое слово сказали. Но учитывая такое внимание, остался с ребятами до утра: втроем оно надежнее, и документы по марафону у меня с собою. Вытащил спальник и заснул. К половине пятого ребята упаковались, разбудили меня и пошли к метро. А я к 6-ти утра добрался до базы, где и оставил новорожденный катамаран:

 

Медали в тот день мы получить не успели. Но Петр посчитал причину задержки серьезной и вручил медали в другой день. И даже обещал, если вдруг еще такое случится – ждать будет отставших на финише, потому как дело достойное!

  

 

К этому сроку и печати Петропавловки на путевые листы получили:

 

 Там теперь новые юристы, новые строгости: в 2010-м году печати на путевые листы нам в охране ставили, теперь ставят только в канцелярии и только на подпись директора или двух замов. К следующему году нужно придумать, как сделать, чтобы и режим соблюдался, и путевые листы отмечались сразу на финише.

 

А катамаран все лето провел в клубе Морского университета:

 

 

Несколько раз ходили на воду, профессионалы сказали свои замечания.

 К баллонам приклеены небольшие мягкие кили, катамаран стал на курсе намного устойчивее. Банки сделаны несъемными, на подшипниках, они крепятся к центральному рельсу – так легче, надежней и ногам удобнее. Единый каркас разделен на три независимые секции: это облегчает конструкцию, сильно ускоряет и упрощает сборку. Теперь частичная сборка занимает 15 минут. Последние испытания в ноябре на Лахтинском разливе:

 

 

Весной хочется в Венецию поехать, в марафоне www.vogalonga.it поучаствовать. Марафон пройдет 29-го мая 2012-го года, всего стартуют около 6000 участников со всей Европы, за 4 часа нужно пройти 30 километров:

  

 

Вот чтобы зимой спокойно доводить катамаран «до ума», готовить к дальней дороге, и проведены в ноябре последние испытания.

Правда, пока для поездки в Венецию даже загранпаспорта нет, но очень хочется…